Законы еврейского питания. Кашрут
Праздничное ассорти
Рош-ха-Шана
Йом Кипур
Суккот
Ханука
Ту би-Шват
Пурим
Песах
Йом Ацмаут
Шавуот
Девятого ава
Классическая еврейская кухня
Кашерные рецепты мировой кухни
Кулинария для будущей мамы
Салаты
Закуски
Пища для ума
Пряные травы и специи
Блюда из овощей
Блюда из картофеля
Шашлыки и барбекю
Блюда из птицы
Маца. Изделия из мацовой муки
Блюда из творога и яиц
Блюда из сливочного сыра, муки, круп
Соусы
Цимесы
Кугели (кугли)
Запеканки
Выпечка
Еврейские сладости и сладкие мучные блюда
Десерты
Микроволновая кулинария
Готовим по-израильски
Западноевр(оп)ейская кухня
Восточноевр(оп)ейская кухня
Восточная кухня по-еврейски
Средиземноморская кухня по-еврейски
Арабская кухня по-еврейски
Среднеазиатская кухня по-еврейски
Бухарская кухня
Кухня сефардских евреев
Марокканская кухня
Ваш рецепт
Рецепты красоты
Словарь еврейских кулинарных и других терминов
Еврейский анекдот
Интересно
Еврейская кулинария в Интернете
Полезное
Гостевая
Яндекс цитирования

Важно знать!
Песах, который начинается на исходе Субботы

 
Когда "канун Песаха" - эрев Песах выпадает на Шаббат, образ жизни в три предпасхальных дня несколько меняется. Попытаюсь изложить сценарий действий в эти дни (но только в отношении наиболее насущных вопросов).

1. В четверг вечером, когда наступит ночь (цет кохавим - время появления звёзд) приступают к проверке дома, квартиры, а также - автомобиля, складских помещений и т.п., чтобы убедиться, что в них нет "неопознанного"  хамеца. Эта процедура называется - бдикат хамец. Мы специально подчеркиваем - "неопознанный", имея в виду, что в квартире может быть (и даже обязательно есть - см. далее) хамец. Но - "под контролем". Это означает, что определенное его количество сложено в отдельном месте (отдельный шкафчик, коробка и т.п.), и его необходимо продать. Либо - речь идет о хамеце, который необходим для выполнения заповеди шалош сеудот (трех трапез в субботу - см. ниже).

 

2. После тщательного "обыска" дома весь ненужный хамец выбрасывается. Оставляют только то, что понадобится для субботних трапез, а также - для сжигания в пятницу утром.

 

3. В пятницу утром делают биур хамец - точно так же, как мы делали бы это утром перед Песахом в "обычный" год. Разница лишь в том, что в этом году хамец можно использовать ещё полтора дня после биур хамец.

 

4. При всем том, обычная "хамецная" посуда не позже пятницы утром (в крайнем случае - до 16-ти часов) должна быть убрана. Поэтому, с практической точки зрения, обычное употребление хамеца в пятницу утром прекращается. Днем, уже в "пасхальной" посуде, едят картофель, мясо (или - молочные продукты), рыбу, овощи, фрукты, яйца и т.д.

 

5. В Шаббат мы обязаны сделать три трапезы, шалош сеудот (одну - в пятницу вечером и две - в субботу). Проблема в том, что на каждую из них нужно накрывать стол, на котором должны красоваться две халы (в нашем случае обычно используют питы, маленькие хлеба и т.п.; но - обязательно два цельных хлеба). А мацу - есть нельзя. Для ашкеназских евреев - уже с начала месяца нисан, для сефардских - за день (или более) до Песаха. Так что, никто не может в Шаббат перед Песахом есть мацу.

Как быть, учитывая, что и посуда, да и вообще ингредиенты для приготовления пищи - все уже предназначено для использования в Песах (без хамеца)?

 

Далее последуют практические рекомендации по этому поводу:

 

1. В пятницу вечером надо положить два хлеба (лучше такого, который не крошится - типа питы) на разовую тарелку. После омовения рук - осторожно, чтобы никуда не попали крошки, разделить хлеб, раздать всем присутствующим и съесть, стараясь, чтобы не ни одной крошки не уронить на стол.

Если участников трапезы - немного, можно вечером съесть один хлеб, а второй оставить на завтра.

 

2. В субботу нам нужно правильно организовать две трапезы. При этом появляется новая проблема. Ведь в любой год, и в этот - тоже, мы должны перестать есть хамец накануне Песаха (в данном случае получается - в субботу) утром, точнее, в Израиле к примеру, мы можем есть хлеб до 10.30 утра по "летнему" времени; в других странах это время колеблется примерно от 10.30 до 11-ти утра.

 

Поэтому следует поступить так:

а). Приступить к молитве шахарит рано - в 6-7 утра. Вернувшись из синагоги домой в 8.30-9 утра, приступить ко второй трапезе. Так же, как и накануне в пятницу, сначала съесть хлеб. Постараться сеуду не затягивать. Завершив её, скажем, в 9.45, прочесть Биркат ха-мазон (благословение после еды), убрать со стола и накрыть его заново, потом "прогуляться" по квартире минут пять и - приступить к третьей трапезе. На столе - опять два хлеба (последние!), которые нужно съесть, и немного еды.

По завершению третьей трапезы надо опять прочесть Биркат ха-мазон, убрать все со стола, подмести пол, крошки выбросить в унитаз (чтобы не хранить хамец даже в мусорном ведре).

Все это вполне реально проделать до 10.30 утра.

 

б). Есть в этот субботний день и ещё одна, последняя для данной темы проблема. Дело в том, что третью трапезу в принципе нужно устраивать после дневной молитвы минха. Но ведь мы уже провели её утром!

Поскольку, в "крайнем случае" и в течение года третью трапезу можно делать и без хлеба, взяв, скажем, кусок рыбы и, объявив, что это - "в честь третьей трапезы", в этом году мы тем более можем использовать этот вариант. То есть после чтения минхи (в субботу перед Песахом  в этом году её будут читать примерно в 13-15 часов) организовать дома еще одну легкую трапезу (рыба, картофель и другие овощи), объявив её тоже "третьей" трапезой - на тот случай если та, что была утром, "не засчитывается".

Таким образом, у нас будут две "третьих трапезы". Одна утром, во время которой мы, как полагается, использовали два хлеба. Другая - днём. Организовав её (на этот раз - без хлеба), мы не нарушили обычай проводить третью трапезу после молитвы минха.

Так что, в итоге, все получится, как надо. И это (если вникнуть в суть и хорошо продумать порядок действий) будет несложно выполнить.

 

Как правильно готовить к Песаху дом, чтобы это не превращалось в "трудовой подвиг"?

 

Ключ к решению этой задачи - в правильном и толковом планировании. В течение месяца (то есть начинать надо сразу после Пурима), в крайнем случае - за одну или две недели до Песаха в квартире постепенно сужается "площадь", на которой можно обнаружить хамец.

Вначале, к примеру, стоит убрать спальню и рабочий кабинет. И хамец туда после уборки уже не вносить. И т.д.

Последним "убежищем" для хамеца будут кухня и детская комната.

Что касается детской, необходимо помочь детям проявить дисциплинированность и убедить их не вносить хамец в свою комнату хотя бы в течение последней недели перед праздником.

Кухню следует разделить на "зоны". Так, чтобы в последние дни хамец и обычная непасхальная посуда (которая используется в течение года) попадали только в зону газовой или электрической плиты, посудомоечной машины, мойки, холодильника и, естественно - стола. И все надо держать под полным контролем и разделить на "зоны" даже кухонные полки и шкафчики, где хранится посуда и еда. Так, чтобы за день или за два до "поиска хамеца" весь хамец на оставшиеся дни был сведен к минимуму и находился в точно установленных местах (скажем, на одной или на двух полках шкафа, на одной полке холодильника и т.п.).

В процессе сужения "площади свободного перемещения хамеца" следует производить уборку и тщательную очистку "зон", в которых хамеца уже нет. В среду и четверг нужно будет промыть, а где есть такая необходимость - ошпарить кипятком и прокалить плиту, промыть полки холодильника и т.д.

Уверен, что всё получится хорошо. А если и придется пойти на "трудовые подвиги", ради выполнения великой заповеди Торы - это стоит того.

Рав Элиягу Эссас

 

Законы Песаха, выпавшего на первый день недели.
Чем эта ночь отличается от других ночей?

 
 В этом году первый день Песаха совпадает с первым днём недели. Соответственно, канун Песаха (эрев Песах) приходится на Шаббат.

Какие изменения в порядке подготовки к празднику это вызывает?

 

1. Пост первенцев - в четверг.

 

2. "Бдикат хамец", проверку, не остался ли дома хамец (квасное), проводят на сутки раньше - в ночь с четверга на пятницу. Проверку проводят как обычно.

 

3. Запрет на использование хамеца и владение им вступает в силу 14 нисана, то есть в субботу. Но уничтожить (сжечь) оставшийся хамец надо в пятницу.

 

4. Перед наступлением субботы надо зажечь свечу, которая горит более суток. Это следует сделать, поскольку, как известно, нельзя очищать подсвечники от воска в субботу, и нельзя оплавлять свечи, чтобы они лучше стояли. Именно поэтому следует приготовить до наступления субботы и праздничные свечи.

 

5. Все приготовления к Песаху, в том числе и смену посуды, необходимо закончить до наступления субботы. На субботу готовят в пасхальной посуде.

 

6. Однако в субботу необходимо провести субботние трапезы, в которых обязательно есть хлеб. Мацу же перед Песахом есть нельзя, поэтому без хамеца в виде хлеба нам не обойтись. Его оставляют в надёжном месте, что бы исключить попадание куда-либо крошек. Практичнее брать питы.

 

7. При наличии хамеца (квасного) едят из одноразовой посуды, одноразовыми приборами на одноразовой скатерти. В одноразовую посуду еду, приготовленную в пасхальной посуде, перекладывают пасхальным половником или вилкой, следя, что бы они не соприкасалась с хамецом, (желательно и со стенками одноразовой посуды). Если же кто-то хочет есть в субботу из обычной посуды (которая у нас только пасхальная), то необходимо съесть на одноразовой скатерти без остатка, хлеб, собрать и уничтожить крошки, выкинуть и скатерть и всю одноразовую посуду, что была на столе, подмести пол, тщательно помыть руки, прополоскать рот - и только тогда подавать пасхальную посуду. Есть хамец можно в субботу до определённого времени (уточнить по календарю). Удобнее всего к этому времени его таки съесть. Однако, если хамец всё еще остался, то до определённого времени (уточнить по календарю) его необходимо уничтожить, например, выбросить в туалет и спустить воду.
После этого (или после того, как закончили есть хамец в трапезу, если съели его до последней крошки и уничтожать нечего) произносят текст "битуль хамец" ("аннулирование хамеца"): "Весь хамец и закваска, находящиеся у меня во владении, которые я видел или не видел, убрал или не убрал, пусть станут ничьи и ничем, как пыль земли".

 

8. Третью трапезу устраивают без хлеба. (Но обычно поступают иначе - разделяют предыдущую трапезу на две, и моют руки на хлеб два раза)

 

9. В субботу, вплоть до её исхода, нельзя заниматься никакими приготовлениями к Седеру. Праздничные свечи зажигают не раньше исхода субботы от зажженной до её начала суточной свечи.

 

10. На исходе субботы Авдала совмещается с Кидушем, который является частью Седера (первый из четырех бокалов). И спички, и свечи, используемые для Авдалы, нельзя гасить, их кладут в какое-то безопасное место, где они сами и догорают. Поэтому удобнее взять короткий кусок свечи Авдалы или две маленькие одинарные свечки.

 

11. Однако следует отметить, что главной сутью праздника во времена Храма являлось принесение пасхальной жертвы ("корбан Песах").
Ее приносили в Иерусалимском Храме в субботу после полудня. (В этом участвовали по одному представителю от каждой "хавуры" - компании, назначенной на этого агнца, состоящей обычно из соседей, родственников и/или друзей)
Затем ждали на Храмовой горе исхода субботы, и относили жертвенного ягненка домой (или в место в котором гостила "хавура" если они не иерусалимцы), где и начинали готовить его к пасхальному Седеру.
К, сожалению, Храм пока еще не построен, но будем надеяться, что этот песах будет отличаться от предыдущего еще и тем, что мы сможем возобновить работу Храма во всей её полноте, или, хотя бы что этот песах станет последним, который мы празднуем без Храма.

 Рав Авраам Шмулевич

 

Песах, который начинается на исходе субботы

 

В этом году канун Песах выпадает на субботу и поэтому есть некоторые особенности.

Проверку дома на хамец проводят вечером с четверга на пятницу в начале вечера. После этого делают битуль хамец, т.е. как всегда после проверки производят аннулирование хамеца.

Говорят: "Весь хамец и закваска, находящиеся у меня во владении, которые я не видел и не убрал, пусть станут ничьи и ничем, как пыль земли".

 

Хамец, который оставляют на пятницу и субботу, оставляют в отдельном уголке; стараются оставить ровно столько, сколько надо, чтобы суметь полностью закончить его в субботу. Для осторожности многие берут лепёшки (питот), которые почти не разбрасывают крошек.

 

Весь дом, все столы, мрамор, газовая плита и т.д. уже готовы на Песах. Вся посуда хамец убрана ещё до Шаббата. На этот Шаббат варят в пасхальной посуде, затем пасхальным половником перекладывают в одноразовую посуду и пользуются одноразовыми приборами.

 

Выбирают уголок для еды-хомец в Шаббат: на террасе, у входа и т.д.

 

Молятся рано, чтобы можно было успеть есть хамец.

 

Конец времени, когда можно есть хамец, печатается в календаре.

 

Некоторые разделяют утреннюю трапезу, чтобы выполнить мицву 3-ей трапезы в субботу по одному мнению, но это можно делать только, если будет перерыв между трапезами, иначе получится ненужная браха.

 

Если остался хамец, надо его уничтожить, например, выбросить в туалет и спустить воду.

 

После этого производят вторично аннулирование хамеца, говоря 'Весь хамец и закваска, находящиеся у меня во владении, которые я видел или не видел, убрал или не убрал, пусть станут ничьи и ничем, как пыль земли'.

 

На третью трапезу едят рыбу и мясо или фрукты; предпочтительнее рыба или мясо; можно также есть на 3-ю трапезу клёцки из мацы (кнейдлах), те, кто едят их в Песах, но есть их можно только до конца 9-ого часа светового дня.

 

Когда канун Песаха выпадает на субботу, надо всю подготовку на ночь Седера сделать заранее: открыть бутылки вина, открыть пачки мацы, отделить халу, приготовить солёную воду, харосет, помыть и приготовить хасу (листовой салат), но не оставлять её моченную в воде и т.д.

Рав Бен Цион Зильбер

 

Если Канун Песах - Суббота (2008)

 

Иногда первый день праздника Песах приходится на воскресенье, а канун праздника - на субботу, и тогда евреи, соблюдающие законы Торы, сталкиваются с рядом проблем в связи с невозможностью проводить подготовку к празднику Песах в канун его. Поэтому существуют особые обычаи, которые следует знать.

В общем, трудности сводятся к следующему: в субботу нельзя уничтожать остатки хамец путём сжигания и нельзя произвести тщательную очистку посуды от остатков  пищи, содержащей хамец.

Следующие указания о порядке подготовки к празднику Песах (в хронологическом порядке) помогут вам разрешить возникающие проблемы.

К среде, 11 нисана (16 апреля), надо успеть продать оставшийся в доме хамец.

В четверг, 12 нисана (17 апреля), немедленно после вечерней молитвы, приступают дома, к поиску хамец для его уничтожения - бдикат хамец.

 

Те, кто соблюдают "пост первенцев", постятся в четверг. Если глава семьи чувствует себя ослабевшим после поста, то он может легко перекусить перед тем, как начать поиск хамец (не употребляя при этом хлеба) или перепоручить поиск  другому взрослому мужчине.

 

Найденный и собранный хамец надлежит завязать и сложить в определённом месте, как в обычном году. То же самое следует сделать с той пищей, которая предназначена для ужина в четверг, для еды в пятницу и для обеих субботних трапез (вечерней - в пятницу и утренней - в субботу). Это необходимо сделать, так как в противном случае домашние животные или сами члены семьи могут разнести хамец. Особо внимательным надо быть в семье, где есть маленькие дети: они обычно крошат и разносят еду. После окончания проверки произносят традиционную формулу, "аннулирующую" хамец, который не был обнаружен.

 

"Любой хамец и кислое тесто, имеющиеся в моём владении, но которых я не заметил и не уничтожил, и не знаю о них, пусть будут аннулированы, станут бесхозны, как прах земной".

 

Все трапезы (включая и утреннюю в субботу) отныне должны происходить в месте, где не будут есть во время Песаха. Рекомендуется, есть на специально предназначенной для этого скатерти, а по окончании еды тщательно стряхивать с неё крошки, причем это следует делать в месте, не являющемся чьей-либо собственностью, и таком, где люди не ходят.

 

В пятницу, 13 нисана (18 апреля), после утренней молитвы, нет нужды торопиться с завтраком, так как хамец можно употреблять весь день. Тем не менее, во имя соблюдения традиций, найденный и собранный вчера вечером хамец сжигают (до 11ч. 18 м. утра по летнему времени), как и обычно в канун Песах, но формулы аннулирования не произносят.

 

На субботу не готовят блюд из мучных продуктов, являющихся хамец гамур (оладьи, лапша, каша). В традиционные кугл (бабка) и чолнт (горячее мясное блюдо) кладут только картофель, ибо мучные продукты и крупы пристают к стенкам и дну посуды, а очищать её в субботу нельзя.

 

Для третьей (послеполуденной) трапезы готовят уже в посуде, предназначенной для Пecax. однако не из мацы, так как в канун праздника мацу не едят.

 

До наступления субботы необходимо тщательно очистить всю посуду, не употребляемую в Песах, и сложить её в месте, куда не заходят во время праздника. Что касается той посуды, которую хотят кашерн (очистить) для употребления её в Песах, то это нужно сделать до наступления субботы.

 

Если есть возможность, следует приготовиться к седеру, чтобы сразу же по исходе субботы приступить к нему. Для этого нужно зажарить зроа, приготовить яйцо, солёную воду, харосет, накрыть на стол. Всё, что возможно, - приготовить заранее.

 

В качестве марор часто употребляют салат. Необходимо в таком случае тщательно проверить и очистить листья от мелких червячков, которые на них водятся, и положить эти листья в холодное и влажное место или завернуть их во влажное полотенце, чтобы они не завяли. Некоторые рекомендуют вообще употреблять для марор не листья, а черенки. Их же в растёртом виде можно употреблять как корех (но растереть их следует непосредственно перед началом седера).

 

Перед зажиганием субботних свечей, следует зажечь свечу в стаканчике (нер ха-нешама), чтобы от неё после субботней Авдалы зажечь свечи Песах и огонь на плите, ибо в праздник можно пользоваться огнём, взятым от огня.

 

В субботу встают на рассвете и сразу же начинают утреннюю молитву, чтобы успеть с субботней трапезой до срока, когда ещё разрешается употребление хамец. Утреннюю трапезу следует закончить в срок, указываемый в календаре - 9 ч. 33 мин. утра. После этого срока употребление хамец запрещено. Некоторые разделяют утреннюю трапезу на две, т.е. начинают есть, потом произносят биркат ха-мазон (послетрапезную молитву), затем - после очень краткого перерыва - снова моют руки, произносят благословение над хлебом, как обычно, и заканчивают всю трапезу. Это делается для того, чтобы выполнить заповедь мудрецов об обязательности трёх трапез в субботу.

 

Хамец, оставшийся после еды, необходимо выбросить в недоступном и не принадлежащем кому-либо месте. Посуду, скатерть и сам стол, на котором ели, следует очистить от крошек и поставить там, где находится посуда, употребляемая в течение года. Необходимо очень аккуратно подмести пол в комнате, где ели, чтобы избежать распространения по квартире крошек, упавших со стола. После этого тщательно моют руки (но не с мылом). Лишь теперь произносят традиционную формулу "аннулирования" хамец. Следует делать всё указанное выше столь быстро, чтобы успеть произнести эту формулу вовремя.

 

Если утреннюю трапезу не разделяли, то принято есть ещё раз после молитвы Минха. А так как нужно во время седера есть с аппетитом, то следует молитву Минха читать сразу же, как только это возможно (т.е. немедленно после полудня, начиная с 13 ч. 11 мин.).

 

Третью трапезу приготовляют из продуктов, предназначенных для Песах (но не мацы!), в посуде, которую употребляют в Песах. Эта трапеза проходит без полной застольной молитвы, ибо она читается, лишь если едят хлеб или что-либо, его заменяющее. Но сейчас хлеб запрещён, а маца ещё не разрешена.

 

Нельзя в субботу совершать приготовления к седеру (застилать стол, укладывать кеара, расставлять приборы и т. д.), так как нельзя в субботу приготавливаться к тому, что будет делаться в будний день. Как только кончается суббота, женщины произносят краткую Авдалу: Благословен делающий различие между святым и будничным, между светом и тьмою, между Израилем и остальными народами, между Шаббат и шестью будничными днями. Благословен устанавливающий различие между святым (т. е. субботой) и святым (т. е. праздником).

 

После этого женщины зажигают праздничные свечи и начинают варить или разогревать пищу к Седеру и заканчивают остальную подготовку к нему.

 

После вечерней молитвы разрешено курить, хотя ещё не произнесена полная Авдала. В таком году её произносят одновременно с Кадеш (см. Агада шёл Песах).

Для того чтобы дать возможность хозяйке лучше подготовиться к седеру, Агаду читают медленно, но необходимо успеть съесть афикоман в срок, до полуночи.

 

М. Гольденберг

 

Рекомендуем: Праздник Песах

 

Огромная благодарность Броне Потаповой за подборку материалов по теме

 Copyright © jkukdiana_sp@rambler.ru 
BOXMAIL.BIZ - Конструктор сайтов
WOL.BZ - Бесплатный хостинг, создание сайтов
RIN.ru - Russian Information Network 3