Законы еврейского питания. Кашрут
Праздничное ассорти
Рош-ха-Шана
Йом Кипур
Суккот
Ханука
Ту би-Шват
Пурим
Песах
Йом Ацмаут
Шавуот
Девятого ава
Классическая еврейская кухня
Кашерные рецепты мировой кухни
Кулинария для будущей мамы
Салаты
Закуски
Пища для ума
Пряные травы и специи
Блюда из овощей
Блюда из картофеля
Шашлыки и барбекю
Блюда из птицы
Маца. Изделия из мацовой муки
Блюда из творога и яиц
Блюда из сливочного сыра, муки, круп
Соусы
Цимесы
Кугели (кугли)
Запеканки
Выпечка
Еврейские сладости и сладкие мучные блюда
Десерты
Микроволновая кулинария
Готовим по-израильски
Западноевр(оп)ейская кухня
Восточноевр(оп)ейская кухня
Восточная кухня по-еврейски
Средиземноморская кухня по-еврейски
Арабская кухня по-еврейски
Среднеазиатская кухня по-еврейски
Бухарская кухня
Кухня сефардских евреев
Марокканская кухня
Ваш рецепт
Рецепты красоты
Словарь еврейских кулинарных и других терминов
Еврейский анекдот
Интересно
История праздника Пурим. Традиции, рецепты
Ханука - время чудес. Ханукальные традиции. Зажигание ханукальных огней. Рецепты
Ханукальная копилка
Пельмени. История блюда. Разнообразие видов и форм
Рош-ха-Шана. Праздничный стол
Шавуот. Молочные блюда к празднику
Песах. Праздничная трапеза. Рецепты
Любимое блюдо Фаины Раневской
Из истории блюд. Еда с именем
О блинах. История. Традиции. Рецепты
Суккот. Традиции и символы
Этническая кухня. Марокко
Еврейская кулинария в Интернете
Полезное
Гостевая
Яндекс цитирования

Ханука - время чудес.

Ханукальные традиции.

Зажигание ханукальных огней.  

Рецепты

 

"Мы зажигаем эти огни в память о спасении, чудесах и удивительных событиях, которые Ты явил нашим праотцам в те дни в это время"

Сидур

 

Когда мы смотрим на трепещущие огоньки ханукальных свечей, то вспоминаем чудо, которое произошло больше двух тысяч лет назад: горстка отважных евреев одержала победу над полчищем врагов. Если праведность побеждает зло, несмотря на то, что зла гораздо больше, возникает чувство благодарности и радости. Это чудо достойно того, чтобы о нём помнили вечно.

 

Праздник Хануки длится восемь дней. В Хануку нет запрета на совершение работы, не зажигаются праздничные свечи за исключением субботы, которая приходится на ханукальную неделю. Ханукия зажигается каждый вечер.

 

 

История Хануки - это история победы света Торы над врагами, случившейся, как говорится в ханукальном благословении "в те дни в это время".

 

История Хануки возвращает нас к эпохе Второго Храма, во II век до новой эры.

Антиох IV управлял сирийской частью греческой империи, в которую входила Земля Израиля. Известный своей жестокостью, Антиох стремился распространить господство греческой цивилизации на все народы, населяющие его земли, и полностью подчинить их своему правлению.

Он не встречал на своём пути препятствий, и один за другим народы древнего мира оставляли своих богов ради греческих. Признание греческой культуры, эллинизма, означало не только поклонение языческим богам, но и приобщение к греческой философии, греческому мировоззрению. Человеческий ум с его способностью к логическому мышлению и человеческое тело с его физическим совершенством были вершиной эллинистического идеала.

 

С точки зрения греков Тора как творение величайшей мудрости и красоты, как литературный, философский, исторический и этический памятник была достойна восхищения. Но они не считали её священной. Греки не пытались убить всех евреев, как это хотел сделать Аман (в истории о Пуриме) или другие тираны. Они стремились уничтожить евреев на более глубоком уровне: их целью было уничтожить веру евреев в Б-га и разорвать их связь с Ним, заставив не изучать и не соблюдать такие Его заповеди, как обрезание и суббота, основанные не на понимании, но на вере.

 

Если бы иудаизм удалость ограничить некоей рациональной структурой, то евреи вместе с их Торой легко ассимилировались бы доминирующей греческой культурой. Те евреи, которые разделяли эллинистические взгляды, получали от греков власть и, поощряемые ими, быстро продвигались на ключевые позиции. Просвещенная и могущественная элита состояла из евреев, которые брали себе греческие имена, выглядели и мыслили, как греки, поклонялись греческим богам, отвергнув веру отцов.

 

Однако множество евреев оставались верны Торе. Разъярённый Антиох посылал войска, чтобы искоренить "старомодные" обычаи. Но евреи даже перед лицом смертельной опасности отстаивали свой образ жизни, свои заповеди. Известны героические подвиги Ханы и её семи сыновей, которые предпочли умереть, но не поклоняться греческим богам, и престарелого священника Эльзара, который был убит, когда отказался есть некашерную пищу.

 

Именно в это время в городе Модиин престарелый коген по имени Матитьяhу и его пятеро сыновей возглавили восстание, окончившееся победой над греческими войсками. Они называли себя Макаби (Маккавеи).

 

Поиски чистого масла

 

Одержав победу над греками-поработителями, евреи хотели вновь зажечь менору (семисвечник) и восстановить осквернённый врагами Храм. Чтобы приготовить достаточное количество чистого оливкового масла, необходимого для горения меноры, требовалось восемь дней, потому что все запечатанные сосуды с маслом были испорчены и уничтожены греками. И тут среди общего замешательства и уныния, Б-г явил свою доброту.

 

Евреи нашли небольшой запечатанный сосуд, печать Первосвященника была целой и удостоверяла, что сосуда не коснулась рука греков. Но масла в сосуде могло хватить только на один день Всё-таки решили зажечь менору. И совершилось чудо: масло горело восемь дней, за которое успели приготовить новое масло. Вот это и есть главное чудо Хануки.

 

Неутраченная и бескомпромиссная вера маленького отряда Маккавеев, получивших чудесное воздаяние Б-га, являет нам одну из тайн Хануки, дошедшую до нас через многие поколения.

 

Зажигание меноры

 

Менора - наиболее известный еврейский символ. Ханукия, которую мы зажигаем сегодня, напоминает о прекрасной золотой семисвечной меноре, которую зажигали во время ежедневной службы в Храме. У ханукии должно быть место для восьми огней в ряд и ещё для одного огня вне ряда (выше или ниже), который называется шамаш ("управляющий"). В первую ночь зажигают один огонёк, во вторую - два, на восьмую - ярко горят все. Ханукальное пламя нельзя зажигать непосредственно от спички, сначала зажигают шамаш, а уже от его пламени все остальные огни. Если нет ханукии, можно использовать маленькие чашечки, металлические или стеклянные.

 

В первую ночь зажигают огонь, крайний справа. На следующую ночь зажигают сначала пламя левее, а потом предыдущее и так далее. Идут в направлении справа налево, но зажигают слева направо. Некоторые помещают ханукию на подоконнике, чтобы её видно было на улице, другие (в том числе и Хабад) ставят её у дверей, напротив мезузы.

 

Лучше, чтобы пламя ханукии питалось маслом, как это и было, когда произошло чудо. Можно пользоваться свечами, но не электролампами.

Пламя зажигают с соответствующими благословениями, которые произносят в сумерки или когда совсем стемнеет, в зависимости от того, как принято в семье. В любом случае пламя должно гореть хотя бы полчаса после наступления ночи.

 

В пятницу вечером огни Хануки нужно зажечь до субботней свечи. После начала субботы делать это уже нельзя. Чтобы ханукальыне огни горели дольше обычного (потому что их раньше зажгли), нужно добавить в чашечки больше масла или взять ханукальыне свечи большего размера. На исходе субботы ханукальные огни зажигают после hавдалы.

Ханукальные свечи зажигает глава семьи или это делает хозяйка дома. Детям разрешают зажигать свои ханукии.

 

Ханукальные обычаи

 

Ханукальные гелт (деньги) распределяются среди детей после зажигания ханукии. Первоначально их давали на изучение Торы и законов. Детей поощряют давать также милостыню из этих денег. В наше время родители часто дарят вместо денег книги и игрушки. Это допустими, но всё же немного денег надо дать. По обычаям Хабада ханукальные гелт даются на пятый вечер, в дополнение к тем деньгам, которые давались в другие вечера. Ханукальные гелт не дают в субботу, потому что в это время нельзя брать деньги в руки.

 

 

Дрейдл (свивон, севивон). Пока горят ханукальные огни, никакой работы выполнять нельзя. Дети играют в дрейдл.

Дрейдл - это маленький волчок, у которого шесть сторон. На четырёх сторонах написаны буквы - нут, гимел, hей, шин. Это начальные буквы слов Нес гадоль hая шам - "Большое чудо случилось там". В Стране Израиля четвёртая буква дрейдла не шин, а на ней, первая буква слова "по" - здесь. Фраза получается такой: "Большое чудо случилось здесь".

Игра в дрейдл напоминает нам о тех днях, когда греки запретили обучении Торе. Если появлялись греческие солдаты, дети прерывали занятия Торой, чтобы игрой в дрейдл сбить из с толку.

Традиционная пища

 

Ввиду большого значения масла в истории Хануки принято во время этого праздника есть картофельные латкес, жареные в масле, и суфганиёт (особые пончики).

Принято также есть молочное. Сырные латкес на Хануку напоминают о подвиге знаменитой героини еврейского народа - Йеhудит. Она помогла одержать победу своему народу, убив персидского военочальника Олоферна. Йеhудит дала ему солёного сыра, а затем крепкого вина, чтобы утолить жажду. Когда военачальник погрузился в глубокий сон, она взяла меч и убила его. За этим смелым подвигом последовала победа евреев.

 

Рецепты

 

Сырные латкес (молочное)

 

Необходимые продукты:

На 12 штук:

Сыр домашний или творог - 450 гр.

Яйцо - 3 шт.

Мука - 1/2 стакана

Молоко - 3 ст. ложки

Соль, молотый чёрный перец по вкусу

 

Масло растительное для жарения

 

Домашний сыр или творог размять вилкой, добавить слегка взбитые яйца, муку, молоко, посолить, поперчить и тщательно перемешать.

Разогреть масло на сковороде. Выливать смесь ложкой на горячее масло и жарить до золотисто-коричневого цвета с обеих сторон.

 

Сладкие латкес из манной крупы с сыром (молочное)

 

Необходимые продукты:

На 12 штук:

Сыр домашний или творог - 450 гр.

Яйцо - 2 шт.

Крупа манная (или мука картофельная) - 1 стакан

Сахар - 1/2 стакана

Сахар ванильный - 1 упаковка (10 гр.)

 

Домашний сыр или творог размять вилкой, добавить слегка взбитые яйца, муку, манную крупу (или картофельную муку), сахар, ванильный сахар, тщательно перемешать до получения однородной массы.

Жарить в хорошо разогретом растительном масле до золотисто-коричневого цвета.

 

Домашний сыр и изюмные латкес (молочное)

 

Необходимые продукты:

На 15 штук:

Яйцо - 1 шт.

Вода - 1/2 стакана

Сахар - 2 ст. ложка

Соль - 1 чайная ложка

Сыр домашний или творог - 450 гр.

Мука - 3/4 стакана

Изюм - 1/2 стакана

 

Растительное масло для жарения

 

Смешать яичные желтки, воду, сахар, соль. Добавить домашний сыр или творог, муку и перемешать до получения однородной массы.

Добавить перебранные, промытый и обсушенный изюм.

Взбить яичные белки до получения густой пены, соединить с основной массой.

В сковороде разогреть растительное масло. Наливать туда полные ложки смеси и жарить латкес с обеих сторон, пока поверхность не приобретёт золотисто-коричневый оттенок.

 

Латкес с деревенским сыром (молочное)

 

Необходимые продукты:

Яйцо - 4 шт.

Сыр деревенский (коттедж) - 230 гр.

Сахар - 3 ст. ложки

Ванилин - 1 чайная ложка

Масло растительное или маргарин - 3 ст. ложки

Соль - щепотка

Мука мацовая - 1/2 стакана

 

Растительное масло для жарения

 

Смешать яйца с деревенским сыром, добавить сахар, ваниль, растительное масло или растопленный маргарин и соль.

Всыпать мацовую муку и хорошо перемешать.

Жарить в горячем масле, чтобы зарумянились.

 

Нежные оладьи (молочное)

 

Необходимые продукты:

Молоко - 1,75 стакана

Яйцо - 2 шт.

Мука - 2 стакана

Разрыхлитель - 1,5 чайных ложки

Соль - 1 чайная ложка

Сахар - 3 чайных ложки

 

Масло для жарения - 1/4 стакана

 

Взбить яйца с молоком.

Добавить муку, разрыхлитель, соль, сахар и всё тщательно перемешать.

Жарить в слегка смазанной маслом сковороде с обеих сторон до золотистого цвета.

Подавать с сиропом, джемом, сметаной, мёдом или сахаром.

 

Сладкие фруктовые оладьи (молочное)

 

Необходимые продукты:

На 12 штук:

Яблоки - 2 шт.

Сахар - 2 ст. ложки

Корица - 1/4 чайной ложки

Яйцо - 1 шт.

Молоко - 1/2 стакана

Соус яблочный - 2/3 стакана

Мука - 1 стакан

Маргарин для жарения - 3 ст. ложки

 

Яблоки очистить и нарезать дольками.

Смешать сахар с корицей и посыпать яблоки.

Смешать молоко, яблочный соус и взбить. Вылить на яблоки.

Добавить муку, перемешать и снова взбить.

Жарить на масле, сложив для каждого изделия два кусочка яблока вместе.

Подавать с сиропом.

 

Пицца (молочное)

 

Необходимые продукты:

Мука - 3 стакана

Дрожжи сухие - 1 пакетик

Вода тёплая - 1,3 стакана

Соль - 1 чайная ложка

Соус томатный приправленный - 2 баночки

Сыр твёрдый тёртый - 250 гр.

Базилик рубленый - 1 чайная ложка

 

Развести дрожжи в 1/2 стакана воды, дать настояться в течение 10 минут.

Муку смешать с опарой, добавить соль и оставшуюся воду, перемешать. Накрыть кастрюлю с тестом салфеткой и поместить в тёплое место на 1,5 часа.

Готовое тесто раскатать, положить на смазанный маслом противень. Сверху равномерно разлить густой приправленный томатный соус, посыпать соус сначала сыром, потом рубленым базиликом.

Выпекать в предварительно разогретой духовке при температуре 220-230 градусов 15-20 минут.

 

Ханукальные рецепты

К Ханукальной трапезе

Ханукальная копилка 

 

Приятного аппетита!

 Copyright © jkukdiana_sp@rambler.ru 
BOXMAIL.BIZ - Конструктор сайтов
WOL.BZ - Бесплатный хостинг, создание сайтов
RIN.ru - Russian Information Network 3